Анонс
номер за июль 2017
 
Последний номер

 
Имя под защитой     (№60 (февраль 2013 - март 2013))
 

Адвокатская контора «Рывкин и партнеры»

Адрес: г. Воронеж,
пр-т Революции, 33, оф. 308
Тел.(473) 255-26-54
ryvkin@bk.ru
Увеличить изображение


Резко возросший в последние годы интерес общества к товарным знакам (в обиходе – «брендам») абсолютно закономерен. В частности и у лиц, желающих на этом быстренько заработать. Время фирм-однодневок прошло. «Раскрученный» товар и берут охотнее, и платят за него больше. Цены на продукты, маркированные товарным знаком, в среднем в мире на 15–20% выше, чем просто на товар похожего качества. Таким образом, товарный знак, будучи средством индивидуализации товара или услуги, является и орудием конкурентной борьбы. При этом он и сам имеет стоимость, которая со временем (при успешной, разумеется, деятельности фирмы) только возрастает. Так, один из самых знаменитых мировых брендов – «Кока-Кола», по оценкам специалистов, стоит сейчас от 70 до 120 млрд долларов.


Являясь владельцем фирмы, собирающейся занять свое место на рынке, вы должны отчетливо понимать следующее. Однажды может оказаться, что, размещая свой бренд в виде картинки на продукте или вывески на кафе, вы действуете незаконно, поскольку такой товарный знак кем-то, осуществляющим подобную деятельность, уже зарегистрирован в России. И этот кто-то предъявляет вам претензии. Возможные последствия – прекращение использования знака, взыскание с вас убытков или компенсации (может доходить до нескольких миллионов рублей), административный штраф (от 30 до 40 тысяч рублей на юридическое лицо и от 3 до 4 тысяч – на руководителя) с конфискацией маркированной товарным знаком продукции. В случае причинения крупного ущерба – уголовная ответственность. Сюда же добавьте и будущие затраты на изготовление новых вывесок, этикеток, рекламных щитов или роликов, прочие информационно-рекламные вложения. Следует также иметь в виду, что по мере укрепления позиций вашей фирмы на рынке у кого-то может возникнуть искушение на вашем же бренде и заработать. Причем если этическая сторона дела в данном случае явно хромает, то с правовой точки зрения здесь, как правило, все в порядке. И тот факт, что вы появились на рынке со своим брендом значительно раньше (как и все ваши затраченные на его раскрутку средства и усилия), в большинстве случаев не имеет никакого значения.


После получения предложения приобрести вами же придуманный и раскрученный товарный знак у вас, по сути, два пути. Первый – согласиться на предложенные условия (торг, разумеется, уместен). Так, в конце концов, в большинстве случаев и происходит. Второй путь – попытаться отменить регистрацию в Федеральной службе по интеллектуальной собственности («Роспа-тенте»). И там, например, доказать, что ваш товарный знак является общеизвестным, что чаще всего весьма затруднительно, да еще и требует больших затрат. Ведь, согласно рекомендациям «Роспатента», помимо прочих доказательств вам необходимо будет представить результаты проведенного независимой специализированной организацией опроса потребителей в шести регионах России (среди них желательно оказаться Москве и Санкт-Петербургу), подтверждающего известность вашей фирмы или реализуемых ею товаров (услуг). Есть, разумеется, и другой путь. Придумать новый бренд. Затратную часть считайте сами... Исходя из своего опыта, скажу, что подобных примеров даже в нашем родном Воронеже уже сейчас вагон и маленькая тележка. Дальше их будет только больше.


Что касается законодательства, регулирующего вопросы регистрации и использования товарных знаков, то оно оставляет желать лучшего. Хотя следует признать, что это тот самый случай, когда все заформализовать практически невозможно. Так, например, при оценке охраноспособности товарного знака или сравнении двух знаков на предмет их тождества или сходства большую роль играет субъективный критерий. Закон запрещает регистрацию и использование товарного знака, сходного до степени смешения с другим уже зарегистрированным товарным знаком. А критериев оценки такого смешения – масса: семантический, фонетический, визуальный… И каждый случай индивидуален. Здесь же следует отметить, что с вступлением в силу четвертой части гражданского кодекса конкурировать между собой стали не только товарные знаки, но и фирменные наименования. Допустим, намереваясь заняться бизнесом, вы зарегистрировали в Воронеже фирму по оказанию консалтинговых услуг или, скажем, по торговле недви-жимостью. А чуть позже выяснилось, что в каком-нибудь Саратове уже есть фирма с собственным товарным знаком, сильно напоминающим название вашей фирмы или даже совпадающим с ним. И оказывает она услуги того же свойства или торгует тем же товаром. Так вот, у этой самой саратовской фирмы есть полные основания требовать запрета на использование вами вашего же фирменного наименования, поскольку право ее на подобный товарный знак было зарегистрировано ранее. Другая серьезная проблема лежит в области правоприменения и связана не только с товарными знаками, но и с защитой и охраной прав на интеллектуальную собственность вообще. Рассмотрением возражений против выдачи свидетельства на товарный знак или патента на изобретение занимается Палата по патентным спорам, действующая в «Роспатенте». Процедура рассмотрения возражений прописана плохо, да и та часто не соблюдается. Критерии оценок размыты и во многом зависят от взгляда на предмет спора вполне конкретного лица.


С судами не лучше. Помимо того, что сами судьи зачастую с правовыми нормами в области «интеллектуалки» не дружат (проблема судейского профессионализма здесь особенно остра), нужны еще специалисты, способные оказать суду помощь в оценке «технической» стороны решения «Роспатента», – каковых при судах, естественно, нет. В результате выигрывает обычно та сторона, эксперта которой назначил суд. В моей практике были процессы с проведением аж четырех судебных экспертиз. При этом выводы двух первых экспертов были прямо противоположны выводам двух других. До некоторой степени остроту означенной проблемы должен будет снизить суд по интеллектуальным правам, состав которого уже укомплектован и который вот-вот начнет свою работу. Однако, по моему убеждению, лишь до некоторой.

Размещение рекламы в городе Воронеж

назад к списку статей в рубрике Бизнес-энциклопедия
Все права защищены.
"Жизнь с комфортом" - справочник товаров и услуг г. Воронежа. Реклама, актуальная информация, новинки рынка.
разработка
Интернет-компания Юнона. Создание сайтов. Поддержка и продвижение.
интернет-компания
ЮНОНА VRN 2006
 
 
 
Контактная информация
394000, г. Воронеж
пр-т Революции, д. 58, 4 этаж
(маг. "Утюжок", вход со стороны
ул. Пушкинская)
факс: (473) 250-91-39;
тел.: 250-91-09, 250-91-19, 250-91-29