Анонс
номер за июль 2017
 
Последний номер

 
Продать...Купить...     (№ 29 (октябрь-ноябрь 2009 год))
 
ЦЕНТР ЮРИДИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ
г. Воронеж,
ул. 9 января, 43 (2 этаж)
тел./факс.: (4732) 51-59-19, 94-12-94
e-mail: daririna@yandex.ru
www.cus.vrn.ru
Увеличить изображение Увеличить изображение

Бизнес – это всегда продажи: товаров или услуг, информации или драгоценных металлов, за наличные или по безналичному расчету… А иногда и сам бизнес становится товаром. Как и кому продать готовый бизнес? Как выбрать перспективный актив и приобрести его по наиболее выгодной цене? Что важно знать, чтобы не совершить ошибку? Об этом и многом другом пойдет речь в нашей статье.
Причин для продажи бизнеса может быть много: получение средств для развития основного направления, смена сферы деятельности, уход от дел и многое, многое другое. Если сделка по продаже бизнеса будет проведена правильно, и покупатель, и продавец останутся в выигрыше.

Найти покупателя

Когда собственник принимает окончательное решение о продаже бизнеса, возникает вопрос, как найти покупателя.
Специалисты выделяют два основных способа распространения информации о продаже бизнеса – прямое обращение к потенциальному покупателю и контролируемое распространение информации.

В первом случае составляется список компаний, которым может быть интересна покупка такого актива. Это могут быть партнеры компании, например, поставщики, заинтересованные в канале сбыта, или крупные клиенты, заинтересованные в постоянных поставках товара по приемлемой цене. Приобрести бизнес могут и конкуренты, чтобы увеличить долю на рынке. Для выбора потенциального покупателя необходимо провести тщательный анализ открытой информации (публикации в СМИ, финансовые отчеты), не стоит недооценивать и значимость информации из неофициальных источников (например, слухов о готовности компании расширяться и приобретать новые активы).
При прямом обращении продавец защищает себя от всякого рода аферистов и необходимости общаться с теми, кто в действительности не может купить бизнес.

Две точки зрения

У продавца и покупателя бизнеса в процессе переговоров цели противоположенные.
Продавец хочет продать бизнес как можно дороже, скрыв информацию, которая может привести к снижению цены.
Покупатель же стремится получить максимально развернутую информацию о реальном положении дел в компании и сбить цену. Продавец, если он выступил инициатором сделки, находится в более выигрышной позиции: решение о продаже бизнеса принято давно, было время привести в порядок документацию, увеличить капитализацию предприятия (опытные консультанты предложат оптимальный вариант для увеличения стоимости компании, учитывающий специфику конкретного бизнеса).

Покупатель, со своей стороны, должен тщательно проверять и перепроверять всю информацию об интересующем его активе. И первое, что нужно понять – причины, по которым собственник продает бизнес.
Специалисты советуют проверять истинность заявленной причины продажи в неформальных беседах со специалистами компании. Далее важно решить, для чего необходима покупка актива – для расширения существующего бизнеса (вертикальной интеграции производства, например), для диверсификации деятельности, для дальнейшей перепродажи.
Следует также оценить перспективы развития бизнеса, просчитать несколько наиболее вероятных сценариев, оценить будущую прибыль и окупаемость вложенных средств.

Сколько стоит бизнес

Пожалуй, самый сложный вопрос сегодня – определение адекватной цены готового бизнеса. Время, когда компании в погоне за увеличением доли рынка готовы были переплачивать, скупая профильные активы у конкурентов и слабых игроков, прошли. Сегодня все считают деньги.
Так сколько же стоит бизнес? На Западе наиболее востребованный индикатор цены – биржевая котировка акций компании. В России этот индикатор верен только для крупных публичных компаний.

При покупке среднего или малого бизнеса работают три основных метода оценки – доходный, рыночный (сравнительный), затратный.

При доходном методе цена актива будет напрямую зависеть от того дохода, который можно будет получить в будущем. Раньше компания-покупатель готова была заплатить за привлекательный бизнес в 7–10 раз больше его годовой прибыли. Сегодня реалии изменились, средний показатель по рынку – 4–5 годовых прибыли за актив.

Для адекватной оценки необходимо знать реальное положение дел на предприятии, а это не всегда возможно. Если компания работает в высококонкурентном сегменте, целесообразно обратиться к сравнительному методу – изучить аналогичные сделки по купле-продаже бизнеса с сопоставимыми показателями. Отметим, что для наиболее точной оценки, сделок должно быть достаточно много. К сожалению, в российских условиях и этот метод не панацея – часто информация о совершенных сделках не разглашается.
Затратный метод схематично можно представить таким образом: покупатель сравнивает затраты на приобретение бизнеса с затратами на создание аналогичного предприятия.

Наиболее точные результаты можно получить, используя несколько методов оценки. И, конечно же, эту работу стоит доверить профессиональным оценщикам. Мы обращаемся к риэлтору, если хотим продать или купить квартиру, привлекаем специалистов, приобретая автомобиль, даже покупая одежду, часто берем с собой «эксперта», который поможет оценить выбор.
Когда же речь идет о покупке готового бизнеса, привлечение консультантов более, чем необходимо.
На этом пути и продавца, и покупателя ждет множество подводных камней, а навыки и практический опыт работы внешних консультантов помогут минимизировать риски клиентов на каждом этапе проведения сделки. Не стоит путать консультантов с посредниками.
В первом случае покупатель и продавец ведут переговоры напрямую, а консультанты помогают правильно сформулировать предложение, оценить актив, обеспечивают юридическое сопровождение сделки. А в случае с посредниками велика опасность купить «кота в мешке».

Бизнес услуги в городе Воронеж

назад к списку статей в рубрике Бизнес-энциклопедия
Все права защищены.
"Жизнь с комфортом" - справочник товаров и услуг г. Воронежа. Реклама, актуальная информация, новинки рынка.
разработка
Интернет-компания Юнона. Создание сайтов. Поддержка и продвижение.
интернет-компания
ЮНОНА VRN 2006
 
 
 
Контактная информация
394000, г. Воронеж
пр-т Революции, д. 58, 4 этаж
(маг. "Утюжок", вход со стороны
ул. Пушкинская)
факс: (473) 250-91-39;
тел.: 250-91-09, 250-91-19, 250-91-29