Анонс
номер за июль 2017
 
Последний номер

 
От традиционной живописи до хайтек     (№ 4 (октябрь 2006 год))
 
Получить квалифицированную консультацию по поводу живописных работ в интерьере можно у архитектора, художника-дизайнера.

Тел.: 8-915-589-77-68
Увеличить изображение Увеличить изображение
Увеличить изображение Увеличить изображение

(Сбитнев Вячеслав Валентинович - архитектор, художник-дизайнер)

Самые любимые детские книги – книги с картинками. С детства мы привыкли, что нарисованная реальность помогает нам мысленно попасть в другой мир, в сказку, помогает фантазировать. Какими бы семимильными шагами ни шагал прогресс, предлагая фотообои, новейшие отделочные материалы или ультрамодный минималистичный хай-тек, живопись всегда привлекала и привлекает своей индивидуальностью и необычностью.

Настенная роспись насчитывает многовековую историю: наскальные рисунки, фрески, а потом и альфрейная живопись (роспись стен под дерево, под шелк, под камень), архитектурная обманка, гризайль – роспись разными оттенками одного цвета, – все это имеет отношение не только ко временам давно минувшим. Современный жилой интерьер стремится к стилю и роскоши. А живопись на стенах и потолках – один из лучших способов придать жилью индивидуальность и художественную завершенность.

«Новое – хорошо забытое старое», – сегодня эта нехитрая истина подтверждается, в частности, возросшим спросом на художественно оформленные помещения. И речь здесь идет не просто о типовой лепнине или трафаретном орнаменте, – состоятельные заказчики тяготеют к частному, стильно решенному интерьеру.

Еще несколько лет назад ровные перегородки из гипрока, импортные отделочные материалы, составляющие безликий термин “евростандарт”, были незаменимы в отделке офиса или жилого помещения. Сейчас понятие “стандарт” перестало быть привлекательным и для заказчиков, и для художников-дизайнеров. На первый план выходит фантазия, в моде – индивидуальность. Живопись в современном интерьере стала проявлением внутренней духовной культуры и вкуса, отражением чувства гармонии и меры.

РОСПИСЬ СТЕН. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Все началось с ритуальных рисунков, которыми наши предки стали украшать мрачные стены пещер. Или нет, – с египтян, которые в начале III тысячелетия до нашей эры начали расписывать стены гробниц, изображая сцены предполагаемой загробной жизни.

Нет, пожалуй, правильнее всего вести отсчет от римских и греческих фресок, которые выполняли ту же функцию, что и современная живопись на стенах: раздвигали пространство, создавали дополнительный объем, позволяя расширять пределы жилища. Именно древние римляне изобрели настенные росписи, визуально раздвигающие пространство: на стене изображалась перспектива – колоннада или сад. Мастерство художников было так велико, что обман можно было даже не сразу заметить. Мир, изображенный на стене, воспринимался как продолжение реальности.

Вторым рождением роспись стен обязана Европе. Итальянские мастера Возрождения научились виртуозно использовать в настенных росписях эффект иллюзии, откуда и пошла традиция “архитектурных обманок”, например, окон в несуществующий мир.

В Россию роспись стен пришла, когда было “прорублено окно в Европу” – в Европе в ту пору царствовал высокий стиль, и без живописных панно на стенах и потолках не обходился ни один дом. В моду вошли альфрейная живопись, стильные гризайли, живописные архитектурные «обманки», разнообразная колеровка и цветовой декор стен, в зависимости от назначения комнат. Такой подход к оформлению интерьера позволял минимальными средствами достичь максимального эффекта.

В зависимости от помещения, материала стены, температуры, влажности воздуха и других технических факторов роспись традиционно делалась либо в виде фрески – водорастворимыми пигментами по сырой штукатурке, либо темперно-клеевыми красками - пигментами, замешанными на яйце или казеиновом клее. Использовалась также энкаустика – краски на расплавленном воске и масляные краски, наносимые на сухую штукатурку. Ещё один вариант – живопись на деревянной панели или на холсте, который затем наклеивался на стену.

СТИЛЬ, ЦВЕТ, ТЕХНОЛОГИИ

Современная вспышка интереса к настенной росписи – возвращение к классическим образцам. Пройдя этап строго функционального хай-тека, люди все больше стремятся создать себе пространство для жизни, родовое гнездо. Духу этих понятий как нельзя лучше отвечает настенная живопись. Впрочем, использование живописных работ в интерьере не представляется без продуманного общего стиля помещения. Стилистическая принадлежность интерьера диктует вполне определенный тип меблировки и оформления. Так, например, европейское барокко – это мрамор, позолота, богатые росписи, мягкая мебель, украшенная искусно выполненной резьбой и обитая бархатом.

Раннее рококо – изящные зеркала, причудливые консольные столики, пастельные тона, сочетания белого с голубым, светло-зеленым или розовым.

А классицизм, в свою очередь, отдает предпочтение прямым линиям. Классические интерьеры отличаются ясностью и гармоничностью пропорций.

Определенным эпохам и художественным стилям присущи свои устойчивые комбинации цветов. Это дает художникам-декораторам основание оперировать такими терминами, как “цвета итальянского Ренессанса”, “сочетания времен королевы Виктории”, “палитра модерна” и так далее.

Выбор цвета, декоративная колеровка потолка и стен в интерьере – ремесло не менее древнее, чем искусство настенной росписи. Более того, в их основе лежат общие технические приёмы, одни и те же материалы. Приступая к стенной росписи, художник предварительно должен решить вопрос цветовой гаммы стен в целом.

Известно, что каждый цвет определённым образом воздействует на человека психологически и физиологически: голубой успокаивает, красный возбуждает, жёлтый «заряжает» энергией. В комбинации, однако, те же краски способны произвести совершенно иной эффект. Разноцветные стены, колористические вариации в виде чередующихся полос, декоративные фризы, настенные орнаменты – это лишь малая часть художественно-оформительского арсенала.

Выбирая приемы декоративной колеровки и цветовое решение, помимо общего стиля интерьера, важно обратить внимание и на другие факторы. Главные из них – общая стилистическая установка, назначение помещения, степень его естественной освещенности, размеры, а также соотношение со смежными комнатами, залами, коридорами и лестницами.

ЧЕТЫРЕ «КИТА» НАСТЕННОЙ РОСПИСИ

При планировании декоративных росписей или рельефов необходимо помнить о четырех определяющих критериях: пространство, масштаб, фактура и колорит. Художественными средствами можно расширить пространство, зрительно увеличить высоту потолка, поместить обитателей городской квартиры в античный дворик или сделать их наблюдателями пасторальной сценки деревенской жизни.

Существенно расширить пространство можно, создав рисунок с “обманной” перспективой, поэтому ложные арки и окна сейчас так часто используются в оформлении интерьеров.

Необычайно важен масштаб рисунка, ведь роспись всегда становится главным элементом интерьера, притягивает к себе взгляды. Все изображения должны быть соизмеримы и с объемом жилища, и с человеческим ростом – гигантомания может сделать пространство неуютным, а слишком мелкий рисунок – потеряться по сравнению с другими элементами.

Умелый художник легко сможет «поиграть» с высотой и шириной вашей комнаты или расставить интересные акценты, применив некоторые визуальные хитрости. Например, в современных домах и в мансардных помещениях потолки обычно довольно низкие – три метра и менее. Это создает в комнате ощущение тесноты. Проблема решается подбором светлых тонов при покраске стен и потолка, при этом потолок должен быть светлее стен.

Альфрейная живопись – роспись стен под дерево, под шелк, под камень, под кожу.

Фриз – выделение при помощи специальной техники, например, разных оттенков, деталей росписи.

Гризайль – использование в росписи разных оттенков одного и того же цвета.

Живописный фриз, цокольные декоративные панели и стена между ними в тех же тонах, что и область над фризом, – также помогают “приподнять” потолок.

Наоборот, в жилых постройках XIX-XX веков высота потолков составляет, как правило, 4–5,5 метра. Естественно, в такой спальне или кабинете человек может чувствовать себя неуютно. Но достаточно окрасить потолок чуть темнее стен или воспользоваться техникой плавного перехода от темных оттенков на потолке к более светлым на стенах, чтобы зрительно уравнять архитектурные пропорции.

В комнатах, куда естественный свет не проникает – в подвальных помещениях, ванных и так далее, – решить проблему восприятия пространства только путём подбора цвета стен и потолка нельзя. Краска лишь отражает световой поток, поэтому, наряду с использованием светлых тонов, в таких помещениях необходимо правильно организовать искусственное освещение.

Технология современной росписи, хотя и сохранила старинное название “альфрейная”, основана на новых материалах. Художники сегодня работают, в основном, темперными и акриловыми красками. Причем воднодисперсные и акриловые краски позволяют мастеру путем подбора колера и многократного наложения слоев добиться тончайших и неповторимых цветовых оттенков, учесть фактор смены искусственного и естественного освещения, устроить “игру” со светом.

Сейчас спрос на настенные и потолочные росписи постоянно растет. Важно правильно выбрать мастера, способного профессионально и стильно справиться с этим, не впав в кич, ведь задача художника, в том числе, и воспитание вкуса заказчика.

Дизайн интерьера в городе Воронеж

назад к списку статей в рубрике Интерьер
Все права защищены.
"Жизнь с комфортом" - справочник товаров и услуг г. Воронежа. Реклама, актуальная информация, новинки рынка.
разработка
Интернет-компания Юнона. Создание сайтов. Поддержка и продвижение.
интернет-компания
ЮНОНА VRN 2006
 
 
 
Контактная информация
394000, г. Воронеж
пр-т Революции, д. 58, 4 этаж
(маг. "Утюжок", вход со стороны
ул. Пушкинская)
факс: (473) 250-91-39;
тел.: 250-91-09, 250-91-19, 250-91-29